23 декабря 2012 года в объединениях, воинских частях и подразделениях Военно-воздушных сил (ВВС) РФ начались торжественные мероприятия, посвященные 98-й годовщине образования дальней авиации ВВС.
История дальней авиации берет свое начало от эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец», сформированной по решению военного совета Русской армии 10 (23) декабря 1914 г.
С началом Великой Отечественной войны экипажи дальних бомбардировщиков уже в полдень 22 июня 1941 г. вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск в районах Сувалки и Прасныш. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. 3 группы дальних бомбардировщиков из состава 22, 200 дальних бомбардировочных авиационных полков и 81 авиадивизии нанесли удар по Берлину. В течение месяца ими было совершено 10 налетов на столицу фашистской Германии и выполнено 90 самолетовылетов.
В 70-80-е годы прошлого столетия поступившие на вооружение дальней авиации новые авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160 подняли на новую высоту роль и место дальней авиации в общей системе обороны страны. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности стратегические ракетоносцы способны не только наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара, но, также, не прибегая непосредственно к военным действиям, демонстрировать решимость применения своего оружия, что крайне проблематично для других составляющих сил ядерного сдерживания.
В 2012 году завершается 1-й этап модернизации самолетов дальней авиации. На этом этапе происходит замена морально устаревшего, не ремонтируемого оборудования и, кроме того, устанавливается современное радионавигационное оборудование и системы управления оружием.
Ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который в будущем сменит на боевом посту существующие авиационные комплексы Ту-22М3, Ту-160, Ту-95МС. Данный комплекс совместит все последние разработки в авиационной промышленности, двигателестроении, в области цифровых и нанотехнологий. ПАК ДА будет строиться на основе композиционных материалов, которые должны свести к минимуму его эффективную отражающую поверхность.
В 2012 г. в дальней авиации общий налет составил более 22 тыс. ч, а средний налет на молодого летчика, как и в прошлом году, — более 100 ч. Экипажами ДА по планам стратегического сдерживания осуществлено более 20 полетов. А экипажами самолетов-топливозаправщиков — около 380 дозаправок самолетов ДА, в воздухе передано более 5 тыс. тонн авиационного керосина.
По материалам Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации.