Sid Meier’s Civilization 4 — продолжение одной из самых популярных и успешных серий глобальных пошаговых стратегий. Суммарный тираж серии в данный момент насчитывает более 6 млн копий. В 2009 году сайт IGN поставил Civilization 4 на третье место в ряду 25 лучших PC-игр всех времён[1].
В игре вам даётся возможность управлять одной из империй. Вы начинаете игру в 4000 году до н. э. с поселенцем и одной армией генерируемой автоматически, с вами будут так же находиться ещё несколько цивилизаций и племена варваров. Перед началом игры предоставляется возможность выбрать тип карты (один огромный континент, несколько континентов, островная карта и т. п.), а также её размер, от которого зависит количество соперничающих с вами цивилизаций. Также перед началом игры доступен выбор климата и уровня моря, что влияет на ландшафт сгенерированной карты и находящиеся на ней ресурсы. Каждый ход в игре равен определённому количеству лет, что зависит от выбранной игроком скорости игры. Кроме того, имеется определённый масштаб, по которому чем ближе игрок к современности, тем меньше лет в одном ходе и наоборот. При низких скоростях игры, в недалёком прошлом, современности и будущем, один год может проходить за несколько ходов. В игре вы имеете несколько путей к победе. Это политическое, культурное, технологическое доминирование или уничтожение всех остальных цивилизаций.
Игра заканчивается в 2050 году и побеждает цивилизация, набравшая большее количество очков.
Игра заканчивается, когда какая-либо цивилизация уничтожает всех соперников. Государство уничтожается тогда, когда у него не остаётся больше городов, независимо от находящихся под его контролем юнитов. Также можно ввести настройку «Биться до последнего», то есть цивилизация уничтожается только при уничтожении всех её городов и юнитов.
Игра заканчивается, когда цивилизация имеет под контролем 25 % всего населения и 56 % всей территории суши.
Игра заканчивается, когда одна из цивилизаций посылает корабль на Альфу Центавра и он успешно достигает цели. В отличие от предыдущей игры серии, нужно, чтобы космический корабль именно достиг Альфы Центавра, а не просто был запущен. Всегда при запуске имеется определённый процент выполнения задачи, который зависит от количества построенных компонентов корабля, то есть корабль может быть запущен и с неполным возможным комплектом всех модулей, но при этом до Альфы он может не долететь.
После победы, если ваши достижения были достаточно эффективны, ваш счёт заносят в Зал славы. Также, после победы, есть возможность продолжить игру. В таком случае последующий счёт не будет заноситься в Зал славы и не будет возможности добиться победы иного типа.
По сравнению с предыдущими частями, бои претерпели значительные изменения.
Теперь у каждой боевой единицы есть параметр опыт. Участвуя в битвах, юнит набирает очки опыта и с повышением уровня может потратить его на изучения одного продвижения по службе, за что получает лычку. Также опыт дают некоторые строения (такие как казармы, сухой док и т. п.) и парадигмы. В более поздних аддонах к игре, очки опыта при производстве может давать также выдающаяся личность — генерал, поселённый в городе. Не имеет значения, защищался отряд или нападал, в любом случае при победе ему присуждаются очки опыта. Но стоит помнить, что воздушные отряды опыт не накапливают (это было реализовано только в аддоне Beyond the Sword), также он не даётся за бомбардировки или в случае, когда вражеский юнит отступил. Не каждый отряд имеет все продвижения по службе, некоторые можно получить только при выполнения определённого условия, другие же могут использовать только определённые боевые единицы.
Всего в игре 41 различное продвижение по службе.
В игре на выбор предоставляется 18 цивилизаций, каждая со своими уникальными особенностями, юнитами и лидерами. У некоторых цивилизаций на выбор даётся 2 (а в аддоне Beyond the Sword даже 3) лидера.
+1 производства с каждого Священника во всех городах. Позволяет: Священник (3 чел.)
+50 % культуры в городе; +1 счастливый житель Предоставляет: 5 популярных мюзиклов
+25 % защиты во всех ваших городах
+50 % культуры в городе; +1 счастливый житель Предоставляет: 5 популярных фильмов
+2 счастливый житель во всех городах этого континента
+50 % культуры в городе Предоставляет: 5 популярных песен
Строит Обелиск в каждом городе Центрирует карту мира
+1 золота с каждого города с Христианством Распространяет Христианство Позволяет: священник (3 чел.)
+1 золота в каждой водной клетке
+1 золота с каждого города с Даосизмом Распространяет Даосизм Позволяет: священник (3 чел.)
Бесплатная телевышка в каждом городе
+2 бесплатных учёных
+2 торговых маршрута во всех прибрежных городах
Рабочие строят улучшения на 50 % быстрее
+1 здоровья во всех городах +1 человек во всех городах
+1 золота в каждом городе с Индуизмом Распространяет Индуизм Позволяет: священник (3 чел.)
+1 золота с каждого города с Конфуцианством Распространяет Конфуцианство Позволяет: священник (3 чел.)
50 % стоимость ускорения производства.
(Почему-то вместо Кремля на самом деле строится храм Василия Блаженного)
+1 золота с каждого города с Буддизм Распространяет Буддизм Позволяет: священник(3чел.)
+1 золота с каждого города с Ислам Распространяет Ислам Позволяет: священник (3 чел.)
1 технология бесплатно
+50 % уровень рождаемости Великих Людей во всех городах
Новые отряды получают 2 опыта во всех городах
Открывает все Правительственные формы власти
+2 культуры на каждого специалиста во всех городах
+50 % производство деталей космического корабля во всех городах
+1 золота со всех религиозных сооружений
+1 бесплатный специалист во всех городах континента
Инициирует золотой век
+1 золота в каждом городе с Иудаизм Распространяет Иудаизм Позволяет: священник (3 чел.)
Обеспечивает энергией все города континента
Уменьшает коррупцию в соседних городах
- В окне, сообщающем игроку о достижении Современности (Modern Age), цифровые часы марки Soren показывают 05:23. Это отсылка к Сорену Джонсону (Soren Johnson), ведущему разработчику и программисту искусственного интеллекта для игры, а 5/23 — это 23 мая, его день рождения в американском формате дат.
- Элвис Пресли появляется во всех играх серии. В Civilization IV на него указывают одежда Великих талантов в индустриальной и современной эпохе и чудо «Рок-н-ролл».
- В окне выбора размера и типа карты для новой игры изображена вращающаяся планета со случайной на первый взгляд формой материков. На самом деле это перевернутая карта Земли, с океанами в форме земных материков.
- Когда игрок принимает решение, которое нравится другому лидеру, тот иногда отвечает словами «Did you ever know that you’re my hero? You’re everything I wished I could be» из песни «Wind Beneath My Wings».
- Музыка, которая играет при постройке театра в городе, заимствована из игры Sid Meier’s Pirates!, где игрок танцует с дочерью губернатора в роскошно обставленной комнате
- Заставка, которая идет при начале новой игры, заимствована из первой части этой игры.