Гражданская авиация России отмечает 90-летний юбилей
09.02.2013 // 01:27
Текст:Mail.ru
9 февраля российский пассажирский и грузовой воздушный флот отметит 90-летний юбилей. Этот день принято считать официальной датой рождения гражданской авиации страны. В июле того же года была открыта первая в России регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород. В 2012 году услугами только российских авиакомпаний воспользовалось более 74 млн человек. Еще примерно 50 млн пассажиров через российские аэропорты перевезли иностранные авиакомпании.
ТУ-154М
Сегодня быстрыми темпами растет значение авиационного транспорта как наиболее технологичного и инвестиционно привлекательного в обеспечении устойчивого развития экономики, социальной сферы и экологии. На Крайнем Севере, на значительной территории Сибири и Дальнего Востока гражданская авиация является для населения единственным видом обеспечения транспортной доступности с другими регионами страны.
Вопросы обеспечения населения транспортными услугами входят сегодня в обязанности не только федеральных властей, но и субъектов РФ. Актуальным стало взаимодействие центра и регионов в развитии регионального сектора гражданской авиации. При этом субсидирование региональных авиаперевозок строится на принципе совместного финансирования: федеральный центр отвечает за содержание и развитие аэропортовой инфраструктуры, а бюджеты субъектов РФ — субсидируют региональные перевозки и местные воздушные линии.
Действенным шагом на пути решения проблемы территориальных и структурных диспропорций в развитии авиационных перевозок стала реализация Росавиацией решения политического руководства страны о предоставление субсидий гражданам, проживающим в ее удаленных регионах. При этом в 2012 году были значительно расширены возрастные категории граждан, обладающих правом на льготную перевозку. Только с 1 апреля по 31 октября 2012 года 11 российских авиакомпаний выполнили субсидированные полеты по 33 направлениям из городов Дальнего Востока в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и обратно. Количество перевезенных пассажиров за этот период достигло более 456 тыс человек.
Развитие инфраструктуры аэронавигационной системы России реализуется в соответствии с Глобальной эксплуатационной концепцией организации воздушного движения, принятой Международной организацией гражданской авиации /ИКАО/ на период до 2020 года. Главными ее элементами является цифровая связь и спутниковая навигация.
Совершенствуются структура и использование воздушного пространства страны, отрабатывается инновационная технология аэронавигации — так называемое автоматизированное зависимое наблюдение. Она позволяет командиру воздушного судна и авиадиспетчеру на земле владеть полной и достоверной информацией о том, где находится самолет и какова обстановка в воздушном пространстве, в котором он находится в любой момент. При такой системе аэронавигации многократно увеличивается безопасность полетов. В опытном варианте она уже внедряется в настоящее время на полуострове Ямал и в центральном регионе России.
Полтора года назад произошел переход на сокращенные интервалы вертикального эшелонирования. При такой организации полетов экономия авиационного топлива на маршрутах протяженностью более 2 тыс км составляет до одной тонны на одно воздушное судно. Благодаря унификации структуры воздушного движения с сопредельными странами, оно стало, по словам специалистов, «бесшовным».
В то же время ситуацию в гражданской авиации нельзя рассматривать отдельно от того, что происходит в авиастроении, техническом обслуживании и ремонте воздушных судов, в подготовке авиационного персонала, авиационной науке. При такой комплексной оценке картина будет не столь радужной, как хотелось бы.
В постсоветский период произошло стремительное сокращение количества гражданских аэропортов — с 1302 в 1992 году до 315 в 2012 году. В результате этого до сих пор сеть пассажирских авиалиний более чем на 60 проц проходит через московскую воздушную зону. Это означает, что попасть из одного города России в другой можно только с пересадкой в столице.
Отсутствие массового производства отечественных пассажирских воздушных судов породило проблемы с их ремонтом и техническим обслуживанием. А это, в свою очередь, тормозит их продвижение на рынки сбыта, прежде всего в российские авиакомпании. Ведь дело не только в том, чтобы спроектировать и построить качественный самолет, а и в том, чтобы продать его. Если этого не происходит, необъятный российский рынок заполняется зарубежными аналогами. Дело дошло до того, что встал вопрос о наборе и допуске к полетам на иностранных воздушных судах зарубежных пилотов.
В 1991 году отрасль располагала 8269 самолетами отечественного производства, а к 2012 году их число сократилось до 1467. Из более чем тысячи магистральных и региональных пассажирских самолетов 52 проц составляют зарубежные аналоги. Правда, в последние годы в этом плане наметилась положительная динамика — разработан и уже эксплуатируется, в том числе и российскими авиакомпаниями, ближнемагистральный пассажирский самолет «Сухой Суперджет 100», идут работы над ближне-среднемагистральным самолетом МС-21, который должен прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204.