Малая авиация в России – жизненная необходимость
Местные авиалинии. В России уже стали забывать о том, что в соседний город можно слетать. Но есть такие населённые пункты, где малая авиация – жизненная необходимость.
У людей зачастую просто нет другой возможности добраться, например, до больницы. А случается и так, что летчиков, которые приходят им на помощь, отдают под суд.
Репортаж Кирилла Брайнина
Видавший виды "Ан-2" Читинского аэроклуба РОСТО готовится к взлету. Для пилота Олега Корсакова маршрут на север даже больше, чем знакомый. Другим транспортом туда просто не добраться. Тут уж волей-неволей почувствуешь себя летчиком Валико Мизандари из фильма "Мимино".
Пилотов в маленькой Усть-Каренге только что на руках не носят. Встречают, как родных. Лекарства, продукты и арбузы детям – целый праздник. Бывает, правда, едва ли не реже Нового года. Олега Корсакова здесь вся деревня знает. А многие так просто обязаны ему жизнью.
Ольга Максимова, местная жительница: "Сказали, если бы не подоспел вовремя санборт, то меня бы здесь уже не было. Вот единственный человек, который не отказал и помог, спасибо огромное еще раз!"
Ольгу Максимову в марте этого года летчики РОСТО и врачи медицины катастроф вывезли в Читу на срочную операцию вместе с еще несколькими беременными женщинами и малышами. Но оказалось, на этот полет пилоты права не имели. Прокуратура теперь обвиняет начальника Читинского аэроклуба в незаконном предпринимательстве и мошенничестве.
Степан Белоплетов, заместитель транспортного прокурора г. Читы: "Наказание, предусмотренное санкциями статей, предъявленных Корсакову по двум эпизодам, составляет до 5 лет лишения свободы, по мошенничеству – до 6 лет лишения свободы".
Обвинения стали для Корсакова просто шоком. Врачей летчики возили и раньше, а теперь вдруг оказалось, что нужна лицензия и так называемый сертификат эксплуатанта. Которые, кстати, аэроклубу, тоже по закону, никто выдать не может. Получается замкнутый круг.
Олег Корсаков, начальник Читинского аэроклуба РОСТО: "А то, что я спасал детей, людей вывозил из этих районов, незаконно, получается. Хотя я считаю, спасение жизни это в первую очередь, спасение жизни человека, а тем более ребенка, это в первую очередь должно быть".
Летать в Усть-Каренгу, впрочем, кроме Корсакова особо некому. Это раньше здесь принимали несколько рейсов в неделю. Теперь на память о былых временах осталась покосившаяся изба с вывеской "Аэропорт", а внутри – пустота, не унесли только самое тяжелое и ненужное в хозяйстве.
Аэропорт в райцентре Лешуконское под Архангельском когда-то можно было назвать "деревенским хабом": сеть маршрутов почти в 20 сел. Даже стенд с местной фауной с неизвестно как затесавшимся пингвином сохранился почти в первозданном виде. В конце этой причудливой цепи эволюции осталась бетонная посадочная полоса, старое оборудование досмотра и воспоминания о том, как в год перевозили без малого 100 тысяч пассажиров. Сейчас о таком и не мечтают.
Сергей Федулов, заместитель генерального директора аэропорта "Лешуконское": "Порядка 6 тысяч человек обслуживается в год, это около 70 рейсов. Поэтому при таком пассажиропотоке выручка аэропорта небольшая".
О том, что региональные полеты могут быть выгодными, в России заговорили только в последние пару лет. А учитывая размеры страны, бизнес многим кажется вполне перспективным. Денис Павшинский руководит, по сути, первой авиакомпанией, решившей занять нишу региональных перевозок. Пока в расписании полеты в основном в центре страны. Но в планах еще Урал, Сибирь и юг России.
Денис Павшинский, генеральный директор региональной авиакомпании: "Изначально модель вся будет строиться на том, что мы будем подвозить пассажиров из региональных городов в крупные авиационные хабы, и для того, чтобы уже с помощью магистральных международных перевозчиков отправлять их дальше".
Конкуренции на рынке почти нет. Зато спрос на полеты в регионах только растет. Ведь зачастую нет сообщения даже между крупными городами. Например, из Читы в Хабаровск всего два рейса в неделю, а если нужно чаще – придется лететь через Москву – и долго и дорого. Так что развиваться есть куда.
Региональную авиацию называют "кузницей кадров". Ведь те, кто когда-то начинал на "Як-18" и "кукурузниках" "Ан-2", потом садились за штурвал больших магистральных авиалайнеров. Так что от того, как будут развиваться местные перевозки, в итоге зависит будущее большой авиации.
В Америке, где местные перевозки – это сейчас больше половины полетов авиакомпаний, система развивалась несколько десятков лет. И, конечно, не без помощи государства. Поддерживать региональных перевозчиков обещают и в России. В Якутии уже запустили специальную программу – здесь организовали госпредприятие, которое финансируется из федерального бюджета и управляет всеми аэропортами республики. А авиакомпании получают дотации.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Это казенное предприятие мы содержим за счет федерального бюджета, а не за счет пассажиров, которые летают в Якутии. Вот такой пример мы сейчас будем распространять на Камчатку, Чукотку, и дальше это получит развитие в других регионах".
Впрочем, главная проблема российских региональных авиаторов - это самолеты. Парк долгожителей "Ан-2" или "Ан-24" даже близко не укладывается в идею экономической целесообразности. Но и замены пока нет. В Самаре хоть и собирают "Ан-140", но эксперты говорят – это не самый лучший вариант. Есть еще чешский "Л-410" - производство сейчас купила Кемеровская металлургическая компания, так что самолет вроде как российский. Правда, на этом счет и заканчивается. Остаются только иностранные.
Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "На такие самолеты необходимо снимать пошлину, и правительством России это сделано для того, чтобы удешевить ввоз таких самолетов, и затем производить такой самолет в России".
Самолет на картинке дети в Усть-Каренге узнают сразу. В сельском акушерском пункте – диспансеризация. Последний раз врачи здесь были 2 года назад. Слишком трудно доехать. Когда приедут снова – неизвестно. Возить медиков пилоту Корсакову запретил суд. Местные жители в ожидании регулярных рейсов пишут обращение в прокуратуру в поддержку летчика. Они уж точно знают, если что – кроме него спасать их больше некому. Несмотря на запреты.
Олег Корсаков, начальник аэроклуба РОСТО (г.Чита): "Если меня попросят, я полечу. Я думаю, меня народ в любом случае оправдает".
Поделиться: