Гражданские воздушные суда не имеют никаких средств защиты в случае нападения на них с земли или с воздуха. Если нападение с воздуха – это достаточно маловероятный факт, и брать во внимание возможную атаку, например, истребителем не имеет смысла, то атаки с земли во время взлета или посадки – вполне обыденное явление. Речь идет об обстреле гражданских судов переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). К сожалению, подобное оружие сегодня относительно несложно приобрести на черном рынке, особенно в регионах с неспокойной обстановкой. А таких мест на земле хватает.
Дальность действия современного ПЗРК составляет до 5 км. Значит, террористу или прочему недоброжелателю не составит особого труда подойти на необходимое расстояние, совершить обстрел взлетающего или садящегося самолета и преспокойно покинуть точку. В случае такого выстрела гражданский самолет, в принципе, обречен.
Подобной проблематикой дольше всех занимаются компании из Израиля. Для этой страны подобная проблема весьма актуальна. Но Международная организация гражданской авиации (ICAO) пока не признает проблему за глобальную и не вводит требования оснащать гражданские самолеты системой защиты от нападения ПЗРК. Израильтяне делают это по собственной воле.
В России также давно велись разговоры о разработке подобной системы защиты. Головным предприятием по данному вопросу выступает НИИ «Экран» из Самары. Но детали разработки особо не афишируются.
И вот 2 мая КБ им. Туполева официально заявило, что на Казанском авиазаводе, где изготавливаются самолеты типа Ту-204 / 214 прошли испытания опытного образца системы защиты гражданских самолетов. Сообщение ограничивалось тем, что система была установлена на Ту-214 и ее головным разработчиком является НИИ «Экран». Можно с большой долей вероятности предположить, что речь идет именно о системе лазерной защиты гражданских самолетов от ударов переносных зенитно-ракетных комплексов. А это, в свою очередь, означает, что длительная работа, наконец-таки, привела к конкретному результату.
Не удивителен и выбор типа самолетов (Ту-214) для проведения испытаний. Именно данный самолет является широко используемым в правительственном авиаотряде и на его основе выпускают различные спец.самолеты. Например, самолет для программы «Открытое небо», летающий командный пункт, самолет спец.связи и т.д.
Принцип действия системы защиты достаточно прост. Она засекает залп ПЗРК и перемещение ракеты. Вычисляет ее траекторию и создает при помощи лазерного луча помехи для головки самонаведения ракеты, тем самым, уводя ее от самолета.
Что и как именно испытывали в Казане и стреляли ли реально по самолету – не сообщается. Но испытания, согласно пресс-релиза, прошли успешно. Будем надеяться, что система подтвердила свои возможности. Ведь это пока ICAO не требует наличия подобных систем, но если такое требование появится, то мгновенно появится и рынок, объемом не одну сотню миллионов долларов. И тот, у кого будут реально действующие системы защиты от ПЗРК, получит довольно лакомый кусок. Возможно, Россия сможет быть одной из таких стран.